«Канон Тайцзицюань» (Чжань Саньфен)

[перевод неизвестного автора]

«В любом действии все тело должно быть легким и подвижным, или цин и лин. Вы должны чувствовать, что все суставы тела связаны, как звенья цепи.

Ци должна двигаться. Жизненный дух шень должен сосредотачиваться вовнутрь.

Не проявляй недостаточности. А также вогнутости или выпуклости движений. Не проявляй несвязного, разъединенного движения.

Цзинь коренится в ступнях, врывается в ноги, сдерживается в пояснице и действует через пальцы. Из стоп в ноги, из ног в поясницу — все должно двигаться одним импульсом. Двигаясь цельно, можно наступать и отступать в точно выбранное время и на выгодную позицию. Если не выбираешь точное время и наилучшую позицию и тело не движется как одно целое, то поясница и ноги требуют дальнейшего развития. Они могут быть недостаточно сильными или гибкими. Это часто проявляется при движении вверх или вниз, назад или вперед, влево или вправо.

Используй внутреннее сознание, а не внешние формы.

Где есть что-то вверху, там что-то должно быть внизу. Где есть что-то впереди, там что-то должно быть сзади. Где есть что-то справа, там что-то должно быть слева. Если кто-то намерен совершить движение вверх, он должен одновременно проявить и противоположную тенденцию (вниз). Так, если он хочет вытянуть дерево из земли вверх, он должен сначала толкнуть его вниз, чтобы ослабить корни, и тогда его легко будет выдернуть.

Следует отличать плотное от неплотного. Где есть плотность, там должна быть неплотность. В любом случае и везде вы должны уметь различать их.

Все тело должно быть цепью, в которой звенья — суставы. Не допускай разрыва цепи.

Длинный цюань, подобно большой реке, течет не прерываясь.

Ба мэнь, или Восемь Ворот, тайцзицюань — это отражение, откатывание, нажимание, толкание, притягивание, раскалывание, улар локтем и удар плечом. Первые Четверо Ворот представляют Четыре Направления: юг, север, запад и восток. Последние — Четыре угла: юго-запад, северо-восток, юго-восток и северо-запад. У бу, или Пять Шагов, тайцзицюань — это наступление, отступление, взгляд влево, взгляд вправо и центральное равновесие. Эти шаги суть Пять Стихий: Металл, Дерево, Вода, Огонь, Земля. Восемь Ворот вместе с Пятью Шагами составляют Тринадцать позиций тайцзицюань.»