Воин тот, кто победил себя

Мечта многих родителей — чтобы их дети выросли умными, здоровыми и сильными. Кто-то начинает заниматься со своими чадами самостоятельно, а кто-то предпочитает пристроить ребятишек в различные секции. Особой популярностью среди родителей, мечтающих, чтобы их ребенок мог постоять за себя, пользуются спортивные секции контактных видов борьбы. Но как распознать, где с ребятишками занимаются профессионалы, а где шарлатаны, срывающие деньги и готовящие моральных уродов? Ответы на эти и другие вопросы наш корреспондент Сергей Иванов попытался получить у человека, непосредственно коснувшегося истоков истинного мастерства, члена правления китайского комитета традиционной физической культуры отделения ушу Алексея ЖГУТОВА.

— Алексей, расскажите немного о себе.

— Сам я уроженец Смоленска, но всю жизнь прожил в Сибири. В Ачинске живут мои родители, а дочь учится в Красноярске. Имею физкультурное образование. Эту профессию я получил в 1985 году, закончив Красноярский техникум физической культуры. Всю сознательную жизнь интересовался восточными единоборствами. В Ачинске создал свою первую школу «Дао». Люди, начинавшие у меня заниматься, продолжают совершенствоваться до сих пор.

— А как вы, русский человек, оказались в Китае?

— Наступил день, когда я понял, что в России дальше расти невозможно. В 1994 году решился на поездку в Китай, где хотелось поучиться у мастеров. В Пекине познакомился с министром традиционной физкультуры Мон Хаодэ. Ему идет седьмой десяток, и более половины жизни он посвятил занятиям «тай чи чуань», что в переводе на русский означает «великий предел». Это высокоэффективная система совершенствования тела и сознания. Основной проблемой обучения стал языковый барьер. Но все же мне удалось успешно закончить курс обучения традиционной физической культуре под руководством Мон Хаодэ. Сейчас я обучаюсь у Виктора Сяо и попутно прохожу углубленные курсы китайского языка в Пекинском пед.университете. Наши занятия с Виктором начинаются в 7 утра и продолжаются до тех пор, пока позволяет семья Сяо и моя учеба. Тренировки направлены на формирование внутреннего боевого энергетического тела. Вообще для Китая характерны утренние занятия населения. С 6 до 8 утра китайцы выходят на улицу и посвящают эти часы своему здоровью.

— А кто такой Виктор Сяо?

— Его настоящее имя Сяо Вей-цзи. Он автор многих трудов по «тай чи чуань» как одной из ветвей боевого аспекта даосизма. Даосизм — работа над своим физическим телом и энергетическим духом. Это направление полностью отвергает преклонение и фанатизм, воспитывает только объективные взгляды на вещи. Его слова всегда отточены и продуманны, а действия соразмеренны. Более 40 лет он посвятил изучению воинского искусства, передающегося из поколения — в поколение. Его учителем был легендарный мастер и хранитель истинных секретов Ши Мэн.

— Нельзя ли все эти науки постичь по учебникам и фильмам?

— Полностью исключено. Чтобы постичь все таинства боевого или воинского искусства, надо жить в этой среде, знать обычаи, язык и иметь настоящего учителя. В Пекине —единицы истинных мастеров. Естественно, они не горят желанием делиться секретами. У каждого мастера ограниченное число учеников. Я как-то спросил у Сяо, зачем я ему нужен. «Бороться с невежеством», — ответил мастер. Еще одна немаловажная деталь обучения — это то, что учитель должен быть беспристрастным. Как только включишь свое «я», сразу перестанешь видеть реальную ситуацию.

— Чем воинское искусство отличается от боевого?

— Есть такое мудрое изречение: «Если кто-нибудь в битве победил тысячу противников, а другой победил одного себя, то именно тот, другой, настоящий воин и высочайший победитель в битве». Боевое искусство — это умение эффективно в максимально короткое время вывести из строя противника всеми возможными средствами. Воинское искусство — это работа над своими внутренними качествами. В Китае говорят: «Грубую силу побеждает техника, а технику побеждает ум». Воин тот, кто действует разумом. Постигающие азы воинского искусства берут на себя ответственность за каждый свой поступок и развивают в процессе занятий свои духовные качества. Ключ мастерства воина — находиться всегда здесь и сейчас, освободившись от всяческих сомнений. Группы по борьбе с терроризмом наиболее полно отвечают требованиям воинского искусства.

— Все, что вы рассказываете, — это о внутреннем мире. А как же быть с внешними формами — демонстрацией полученных знаний? И как вы вообще относитесь к профессиональному спорту?

— Основная масса людей думает, что спорт — это здоровье. Но в реальности любой кандидат в мастера спорта —это человек, перенесший много травм. Духовное развитие спортсменов — тоже спорный вопрос. Возьмите Тайсона с его выходкой по откусыванию уха противника. Наши контактные виды спорта — это узаконенное лишение здоровья, основанное на жестокости. Когда боксеры бьют друг друга на ринге по лицу, я не считаю это мужественным поступком. Вот прожить в России на 300 рублей в месяц — это действительно мужество.

— Что бы вы могли пожелать родителям, которые намерены отдать своих детей в спортивные секции по тому или иному виду единоборств?

  • Прежде всего хочу предостеречь всех родителей: преподаватель должен иметь соответствующее педагогическое образование. Беря уроки у инструктора, обязательно узнайте, кто это. Когда дети приходят в секции каратэ, кикбоксинга или ушу, для них слово учителя —закон. И формировать характер ребенка будет не школьный учитель, а тренер этой секции. Поэтому доверять своего ребенка нужно настоящему педагогу. В противном случае можно добиться того, что дети будут расти с нравственными травмами. Как-то в Иркутске прочитал такое: «Объявляется набор в секции: для мальчиков —каратэ, для девочек — ушу. Лица кавказской национальности не принимаются». Такие учителя не знают философию преподаваемого мастерства и скорее готовят пополнение для криминальных бригад, чем воспитывают физически и духовно развитых людей. Работу таких организаций необходимо запрещать.

От автора. Огромное спасибо Алексею, что сумел организовать на базе ачинских лицеев N9 8 и 46 школы ушу, где сотни мальчишек и девчонок под руководством настоящих педагогов постигают азы восточного искусства. Директора этих учебных заведений Василий Тарасенко и Сергей Харшин не побоялись ответственности за начинание и создали благоприятные условия для занятий. К сожалению, остался глух и нем к развитию этого направления физической культуры ачинский спорткомитет. Когда летом в Ачинск приехала китайская делегация, предлагавшая безвозмездно (!) конкретную помощь, у местных спортивных руководителей не нашлось времени на встречу с представителями министерства физической культуры Китая.

НА СНИМКЕ (слева направо): Мон Хаодэ, Алексей Жгутов н Би Цзе Гуан, генеральный секретарь Пекинского центра ЮНЕСКО.

 «Красноярский рабочий» 19.12.1998г.